ПРИНЦИПЫ МОДУЛЬНОСТИ В КОНСТРУКЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Отрасль промышленности: машиностроение.

Краткое описание: конструкция модульного беспилотного летательного аппарата (МБЛА), позволяет собирать его из однотипных модулей, несущих различное по функционалу оборудование, что позволит расширить сферу его применения и обеспечить принцип универсальности МБЛА. Замки модулей позволяют производить сборку фюзеляжа в любой их комбинации и последовательности.

Новизна разработки: фюзеляж летательного аппарата представляет собой собираемый из однотипных модулей корпус. Модули несут в себе различное по функционалу оборудование, а универсальные замки модулей, позволяют соединять их в любой последовательности и комбинации в пределах требований грузоподъемности аппарата и его аэродинамики.

Актуальность: широкое применение беспилотных летательных аппаратов в различных сферах деятельности, таких как госавтоинспекция, спасательная служба, гражданская авиация говорит о высокой потребности в этих аппаратах в настоящее время. Однако высокая стоимость аппаратов при их низкой универсальности, невозможность полной переналадки для решения различных задач и сложность ремонта, особенно в полевых условиях, является причиной постоянного поиска новых конструкций, обеспечивающих решение данных проблем. Таким образом, можно сделать заключение о высокой актуальности данной разработки.

Преимущество перед аналогами: основными недостатками конструкций современных БЛА являются: ограниченный несменным оборудованием диапазон решаемых задач; невозможность быстрой зарядки и заправки аппаратов; низкая ремонтопригодность в полевых условиях. Преимущества данной конструкции: модули универсальны и позволяют монтировать в них любое оборудование, конструкция крепления модулей позволяет быстро производить замену модуля с блоком питания; для производства однотипных модулей необходима универсальная оснастка.

Назначение: БЛА активно используются службами государственной автоинспекции для выявления нарушителей и контроля дорожной обстановки; в гражданской авиации - для аэрофотосъемки, в спасательных службах - для мониторинга лесных пожаров и т. д.

Основные технико-экономические показатели: фюзеляж МБЛА собирается из однотипных элементов-модулей, с креплениями для крыльев, хвостового оперения и шасси. Модули предлагаются двух типов: центральные и носовые (конечные). Модули выполнены полыми для закрепления в них различного по функционалу оборудования. Центральный модуль представляет собой цилиндр с также цилиндрическим ответвлением в средней его части того же диаметра, что и основной цилиндр. На всех торцах модуля имеются замки. Носовой модуль выполняется аэродинамической формы в виде скругленного конуса. Также предлагается переходник, имеющий форму ответвления на центральном модуле с замковым соединением на его торце.
Замки модулей обеспечивают возможность быстрого закрепления/открепления модулей, стойки к вибрациям и механическим ударам.
К экономическим преимуществам данной конструкции МБЛА можно отнести производство модулей его корпуса. Так производство однотипных модулей предполагает использование универсальной оснастки для любого функционального оборудования, что не требует переналадки производства и использования множества литейных форм для производства корпусов БЛА разного типа и габаритов.
Предлагаемый модульный подход к конструкции МБЛА расширяет сферы применения его путем замены модуля с оборудованием одного функционала на другой или путем добавления его в цепь используемых ранее модулей, изменяя габариты летательного аппарата и комбинацию модулей в нем. Таким образом можно также варьировать характеристики в зависимости от монтируемых в модулях двигателях, аккумуляторных батарей и топливных систем. Ремонт аппарата также подразумевает в себе замену поврежденного модуля на подобный рабочий.

Вид экспоната: 3D-модель.

Потенциальные потребители разработки: авиастроительные заводы: Aeronautics Defense Systems, BlueBird Aero Systems, Elbit Systems, E.M.I.T. Aviation, Israel Aircraft Industries, Innocon Innovative Controllers Ltd, Tadiran, Top I Vision, Urban Aeronautics, Уральском заводе гражданской авиации, Смоленский авиационный завод, КумАПП, Транзас, НПК «Иркут», МиГ и Климов, КБ «Луч» (концерн «Вега»), ООО НПП "Автономные аэрокосмические системы – ГеоСервис, Ryan Aeronautical, Lockheed, Боинг, General Atomics, SPERWER B.

Предлагаемые формы сотрудничества: продажа лицензии на производство.

Контакты: 

Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого»
246746, г. Гомель, Пр-т Октября, 48.
Аспирант: Рюмцев Александр Александрович.
Научный руководитель: Остриков Олег Михайлович, заведующий кафедрой «Инженерная графика», заместитель декана МСФ по научной работе, кандидат физ.-мат. наук, доцент.