ТЕСТ-КОМПЛЕКТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ РКТП 01.2 ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КИСЛОРОДА, ПРОЗРАЧНОСТИ ВОДЫ И ЕЕ ТЕМПЕРАТУРЫ

Краткое описание основных особенностей: отбор проб воды осуществляется модифицированным псевдобатометром Верещагина см глубины не более 5 м. Для определения содержания кислорода в воде используется титриметрический метод Винклера. Для его реализации используются оборудование и реактивы, позволяющие проводить исследования в полевых условиях. Прозрачности воды определяется по методу Секки с использованием белого диска диаметром 200 мм. Температура воды и температурная стратификация определяется вс использованием водного термометра.

Использующееся оборудование: модифицированный псевдобатометр Верещагина, коническая колба с притертой пробкой, колба для титрования, пипетка Пастера, шприцы­дозаторы, шланг силиконовый, термометр спиртовой, диск Секки.
Использующиеся реактивы: MnCl2 , KJ, KOH, Na2S2O3, крахмал, H2SO4, K2Cr2O7, .

Новизна разработки: тест-комплект создан путем модификации и упрощения стандартных методик анализа гидрохимических показателей. Модификация и упрощение позволяет при несущественном снижении метрологических характеристик получить возможность работы в полевых условиях, а также снизить требования к квалификации оператора, что дает возможность использовать тест-комплект в школьных исследовательских работах.

Актуальность: растворенный в воде кислород необходим для дыхания животных, окисления продуктов распада растительных и животных остатков, оседающих на дно. Его недостаток приводит к тому, что в придонных слоях воды создаются условия для бескислородных процессов разложения органических веществ, протекающих с выделением токсичного сероводорода. В результате этого в глубоких слоях воды возникают безжизненные зоны. В связи с этим содержание кислорода в воде на разной глубине является одним из важнейших показателей, необходимых для оценки экологического состояния водоемов.
В последнее время для школьных исследовательских работ начали часто применять тест-комплекты, позволяющие в полевых условиях получить результаты измерения перечисленных и других параметров водных объектов необходимой точностью. Однако в Беларуси не производят такие комплекты, а иностранные наборы дорогостоящи и малодоступны для школьных исследовательских групп.

Преимущества перед аналогами: в Беларуси аналогичные тест-комплекты не производятся. Для определения количества растворенного в пробе кислорода используется капельный метод безбюреточного титрования. Этот метод позволяет упростить работу с тест-комплектом в полевых условиях. В аналогичных тест-комплектах используются бюреточные методы титрования, трудно реализуемые в полевых условиях, или титрование при помощи таблеток, значительно снижающее точность и повышающее затраты времени при анализе.
В качестве водного термометра использован спиртовой термометр, снабженный защитной оболочкой, изготовленной из ПЭТ-преформ. Это устройство не содержит токсичных компонентов, например, ртути. Оно защищено от ударов и других негативных внешних воздействий. В аналогичных тест-комплектах используются ртутные термометры и не используется их защита.
Для определения прозрачности воды использован диск Секки, что позволяет оценить величину фотического слоя в водоеме. В аналогичных тест-комплектах для определения прозрачности воды используется метод Снеллена, позволяющий определять прозрачность воды в отобранной пробе, но не позволяющий оценивать величину фотического слоя.

Назначение: тест­комплект РКТП­1.02 предназначен для определения некоторых гидрохимических показателей в полевых условиях: содержание растворенного в воде кислорода, температура воды, кислородная стратификация и температурная стратификация водоема, прозрачность воды.

Область применения: исследования водных объектов.

Охранный документ: работе «Разработка тест-комплекта для проведения школьных исследований водных объектов» присвоен номер государственной регистрации 20130086 от 07.02.2013.

Вид экспоната (представление разработки на выставке): натурный образец.

Где внедрена разработка (название организации): Учреждение "Центр экологических решений", г. Минск.

Основные потенциальные потребители разработки (название организации): учебные заведения, учащиеся которых проводят исследования водных объектов.

Предлагаемые формы сотрудничества: производство тест-комплекта для проведения школьных исследований водных объектов РКТП 01.2 для определения содержания кислорода, прозрачности воды и ее температуры; внедрение тест -комплекта для проведения школьных исследований водных объектов РКТП 01.2 для определения содержания кислорода, прозрачности воды и ее температуры в научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Контакты: 

Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова

212030, Республика Беларусь, г. Могилев, ул. Первомайская, д. 44, каб. 44

тел. 80291312076, 80297402189
e-mail: perri@tut.by

Научный руководитель – Пахоменко Андрей Николаевич, старший преподаватель кафедры химии

Студенты – Соловьева Нина Михайловна (4 курс)
Костальцова Анна Олеговна (4 курс)